Как развить навыки самообслуживания у детей 2-3 лет

Как развить навыки самообслуживания у детей 2-3 лет

В три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем). При поступлении в детский сад ребенок, который владеет этими навыками, чувствует себя увереннее, легче адаптируется в новой обстановке. Возможно, эти навыки пока у малыша сформированы частично. Как же помочь ребенку развить эти умения?

Обратите внимание на следующие правила:

  • обучение должно проходит при совместной деятельности взрослого и ребенка;
  • обучение должно быть постепенным: по мере овладения простым действиями, вводить более сложные составляющие;
  • при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах». Например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки губами, а не языком. Взрослый при этом вытягивает губы «трубочкой», имитирует втягивание содержимого ложки;
  • по мере приобретения навыка доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается. Теперь взрослый только наблюдает, подсказывает правильное действие;
  • поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности;
  • ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования навыка более привлекательным.

Умывание:

  • Завернуть  рукава  одежды.
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки.
  • Смыть  мыло под струей воды.
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть).
  • Еще раз  обмыть руки водой.
  • Снять полотенце.
  • Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются).
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

Пользование полотенцем:

  • Предложить ребенку снять  полотенце  с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем.
  • Поменять руки местами.

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом. 

В общении  с маленькими детьми  нужно использовать элементы  устного  народного  творчества. Сказки, потешки,  являются незаменимым  средством  установления  контакта  с ребенком и вызывают у него радость.

Использование  элементов устного  народного  творчества способствует  развитию  речевых  навыков, обогащению словарного  запаса и приобщает к красоте  речи. 

Потешки при умывании

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки  краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь, мойтесь глазки!
Мойтесь губки, мойтесь ушки!
Шейка мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
А кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Будет мыло пениться, 
И грязь куда-то денется.  

Потешки при одевании

Наденем на ножки
Новые  сапожки,
Будет Катенька ходить,
Сапожки новые носить. 
Надеваем  шапочки,
Надеваем  курточки,
Застегиваем пуговички,
Один, два, три, четыре, пять
Мы готовы все  гулять.
Ой, забыли про сапожки.
Обуем  их на ножки.
Этот на правую ножку,
Этот на левую ножку.