Нужны ли дома детские музыкальные инструменты?
Чтобы определиться, какими музыкальными способностями обладает ваш ребёнок, и будет ли к ним склоняться в дальнейшем, дайте возможность«попробовать себя»» в разных видах музыкальной деятельности вашему ребенку. К ним относятся – пение, танец, игра на музыкальных инструментах. Наиболее доступным средством приобщения детей к музыке в домашних условиях являются музыкальные инструменты. Это могут быть и детские инструменты: металлофон, ксилофон, детское пианино, синтезатор, бубенцы, колокольчики и т.д.
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты сгруппированы в определенные виды:
Беззвучные.
Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкантами», представляют себя пианистами, баянистами. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребёнка.
Звучащие:
- Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
- Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, — свирели, дудки, рожки.
- Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
- Игрушки-инструменты с разной высотой звуков: металлофоны, пианино, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Играя на них можно воспроизводить разнообразные мелодии.
Конечно, музыкальные инструменты доставят некоторые неудобства. Например, нарушение тишины и вашего покоя, но важно понимать, какое влияние могут они оказать на развитие вашего ребёнка. В первую очередь, – это воспитание любви и интереса к музыке. Во-вторых, игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, неразрывно связанной с развитием речи. В-третьих, инструменты помогают развить музыкальный звуковысотный и ритмический слух. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы.
Помимо музыкальных инструментов, предложите ребёнку поэкспериментировать со звуками, сделав подручные предметы музыкальными. Например, чтобы резинка, звучала как струна, её надо натянуть на коробочку. Чем больше натянута резинка – тем выше звук. Можно натянуть две резинки, настроив их на разную высоту звучания и сыграть мелодию русской народной песни «Сорока».
Важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребёнок мог фантазировать, экспериментировать со звуками. Мир звуков огромен и повсюду окружает нас: шумит ветер, шуршат листья, тормозит машина, стучат часы и т.д.
Вот ещё несколько советов:
- создавайте дома условия для игры на детских музыкальных инструментах;
- используйте только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;
- не навязывайте обучение на инструменте, если ребёнок этого не хочет;
- не злоупотребляйте чрезмерными занятиями;
- поощряйте попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.
Желаю вам творческих успехов!